Николаева Е.Ю,учитель начальных классов и ОПК МАОУ СОШ № 6 г-к Анапа

Авторская рабочая программа по ОПК ( 1-4 классы)

18 ноября 2016

ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

А. В. Бородина

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРОГРАММА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

начальная школа

(1—4 КЛАССЫ)

Издание 3-е, переработанное

Рекомендовано к публикации Издательским Советом
Русской Православной Церкви ИС 12-212-1179

Одобрено Отделом религиозного образования и катехизации
 Русской Православной Церкви 12-028-009

МОСКВА
2015



                                   

                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа  составлена на основе программы культурологичес-

кого курса для общеобразовательных школ: начальная школа / А. В. Бородина. — М.: МОФ «ОПК», 2015. — 24 с. (Серия «История религиозной культуры»).

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспита­ния личности гражданина России и разработка Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее Стандарт православного компонента общего образования) обусловлено, согласно последнему из названных документов, «особенностями перемен, происходящих в современном обществе, основ­ной доминантой которых является сфера образования как важнейшее про­странство осуществления целей, идеалов и ценностей его дальнейшего раз­вития и духовного оздоровления».

 

  1. Нормативно-правовые документы.

Преподавание регионального предмета Основы православной культуры в 2016–2017 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

  1. 1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. 2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями).
  3. 3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  4. 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 г.№ 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  5. 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  6. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07. 2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  7. 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  8. 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников,рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  9. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).
  10. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 27.02.2012 г. № 802 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  11. 11. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 11.02.2013 г. № 714 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с 01.09. 2013 года».
  12. 12. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 05.11.2015 года № 5758 «Об утверждении организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения в Краснодарском крае».

13.Примерные основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования, внесенные в реестр образовательных программ, одобренные федеральным учебно-методическим объединением по общему  образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5). http://fgosreestr.ru/.

  1. 14. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 09.04. 2010 г. № 1063 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными (апробационными) площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями.
  2. 15. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 27.02.2012 г. № 802 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

На основании следующих инструктивных и методических материалов:

  1. 1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г.№ 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 г.

№ 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».

  1. 3. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от

24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

  1. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от16.03. 2015 года № 47-3353/15-14 «О структуре основных образовательных программ общеобразовательных организаций».
  2. 5. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 07.10.2015 года № 47-15582/15-14 «Об организации профильного обучения и подготовке к проведению ГИА в 2016 году».
  3. 6. Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 18.03. 2016 г № 47-4067/16-14 «Об организации сетевого взаимодействия».
  4. Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 19.07. 2016 г. № 47-12536/16-11 «О формировании учебных планов образовательных организаций Краснодарского края на 2016-2017 учебный год».
  5. 8. Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 07.07.2016 г. № 47-11727/16-11 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-

тематического планирования».

  1. 9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».

Для методического обеспечения реализации внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования рекомендуем использовать следующие пособия:

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010 -233с.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.:Просвещение, 2010 - 24с.

  1. Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования /Письмо Департамента общего

образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296.

  1. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 30.09.2015 № 47-1509/15-14 «Об организации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Краснодарского края».

 

Нормативно-правовая и концептуально-методологическая основы со­временного образования выдвигают в качестве приоритетного направления духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание.

В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 9, п. 6) основные обра­зовательные программы общего образования должны обеспечивать духов­но-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

«Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуаль­ная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника», - говорится в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граж­данина России. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны охватывать урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность обучающегося.

Наиболее подходящим для светского образования средством достиже­ния глубокой осознанности учащимися духовно-нравственных ценностей и формирования уважения к культурным и духовным традициям признаётся историко-культурологический подход к изучению религиозного содержания, позволяющий обучать и воспитывать подрастающее поколение на событиях истории и произведениях культуры, в том числе церковной. Это подтверди­ла в очередной раз успешная апробация Программы в школах различного типа г. Москвы, Калужского, Псковского, Нижегородского, Тверского, Брян­ского, Владивостокского, Саратовского, Волгоградского и многих других регионов России и Зарубежья, начиная с 1996 г.

Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформа­ми в области образования.

К таким причинам следует отнести рост самосознания и интерес к нацио­нальной культуре и истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России. В центре внимания граждан России оказываются проблемы сохранения лучших педа­гогических и культурных, в том числе духовных, отечественных традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою националь­ную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

Другой причиной является необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распростране­ния информации, оказывающей негативное воздействие на психику и про­воцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессио­нальные конфликты.

Следующей важной причиной является разрушение русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, художественно-образного язы­ка всё более осложняется из-за непонимания значений духовной, религиоз­но-философской, культурологической лексики. Эта проблема обусловила включение в Программу раздела, посвящённого духовным основам и исто­рии русского (государственного) языка.

Неотделима от выше названных ещё одна причина - снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содер­жания образования, в том числе путём включения и систематизации приме­нения знаний о религиозных и духовно-эстетических традициях отечествен­ной и мировой культуры.

Нельзя не учитывать также и потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и рас­ширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства через освоение знаний о религии, как важнейшем историческом явлении и миро­воззренческой основы культуры, литературы, искусства. Религиозная куль­тура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современ­ного народа, религия являлась и является важным (в истории - определяющим) фактором формирования культуры, развития государствен­ности, взаимоотношений между разными странами и народами.

Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творческого развития школьников. Нельзя не учитывать и тот факт, что среди школьников светских школ подавляющее большинство - верующие дети, которые не должны чувствовать, что их убеждения запрещены в демо­кратической стране.

И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и комму­никативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуж­даются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализа­цию в российской культуре.

Изучение и анализ этих причин и результатов многолетнего опыта использования Программы позволил определиться с содержанием и кон­цепцией курса.

Цель учебного курса «Основы православной культуры» — совершен­ствование школьного образования средствами включения в содержание образования систематических знаний о христианской религиозной культуре и её духовно-нравственного воспитывающего ресурса.

Задачи курса:

  • организация систематического и системного изучения основ православ­ной культуры;
  • духовно-нравственное развитие младших школьников;
  • ознакомление с особенностями церковного искусства;
  • приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
  • ознакомление с православными святынями мира;
  • формирование представлений о единстве православной культуры наро­дов мира;
  • создания условия для реализации прав школьников на убеждения;
  • формирование целостного восприятия мира;
  • воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
  • формирование культуры общения;
  • предупреждение возможных тупиков личностного развития;
  • воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
  • выработка этических принципов, определяющих качество межличност­ных отношений на основе традиций культуры Отечества;
  • предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на националь­ной и религиозной почве;
  • воспитание патриотизма;
  • формирование представлений о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-националь­ного единства;
  • формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении отечественных культурных и религиозных традиций, а также на признании прав каждого человека на религиозные и иные убеждения;
  • обогащение языка школьника путём включения и активизации лексики духовного и историко-культурологического значения;
  • оказание помощи младшим школьникам в успешной социализации в оте­чественной культуре;
  • укрепление православных основ семьи;
  • пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отече­ственной культуры и истории;
  • воспитание эстетических чувств, развитие эстетической восприимчивости;
  • творческое (интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
  • формирование потребности школьника в творческом участии в жизни Рос­сии, в сохранении русского языка, природы и созидании культуры Отечества.
  • организация систематического и системного изучения основ православ­ной культуры;
  • духовно-нравственное развитие младших школьников;
  • ознакомление с особенностями церковного искусства;
  • приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
  • ознакомление с православными святынями мира;
  • формирование представлений о единстве православной культуры наро­дов мира;
  • создания условия для реализации прав школьников на убеждения;
  • формирование целостного восприятия мира;
  • воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
  • формирование культуры общения;
  • предупреждение возможных тупиков личностного развития;
  • воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
  • выработка этических принципов, определяющих качество межличност­ных отношений на основе традиций культуры Отечества;
  • предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на националь­ной и религиозной почве;
  • воспитание патриотизма;
  • формирование представлений о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-националь­ного единства;
  • формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении отечественных культурных и религиозных традиций, а также на признании прав каждого человека на религиозные и иные убеждения;
  • обогащение языка школьника путём включения и активизации лексики духовного и историко-культурологического значения;
  • оказание помощи младшим школьникам в успешной социализации в оте­чественной культуре;
  • укрепление православных основ семьи;
  • пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отече­ственной культуры и истории;
  • воспитание эстетических чувств, развитие эстетической восприимчивости;
  • творческое (интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

48)формирование потребности школьника в творческом участии в жизни Рос­сии, в сохранении русского языка, природы и созидании культуры.

 

 Место Программы учебного курса в системе общего образования,

в учебном плане

Программа учебного курса «Основы православной культуры» призвана восполнить недостающие в содержании общего образования знания о рели­гиозной культуре и актуализировать в школьном образовании задачи духов­но-нравственного совершенствования личности ребенка. Курс является педагогически организованным компонентом целостного учебно-воспита­тельного процесса и представляет собой образовательную систему, основ­ной педагогической задачей которой является поддержка процессов духов­но-нравственного развития школьников.

Рабочая программа внеурочной деятельности «История религиозной культуры» (1-4класс) относится к духовно-нравственному направлению.

Количество учебных часов по программе на год  –  33  часа - 1 класс;34 часа –в 2-4 классах.

Количество учебных часов в неделю – 1 час.

Итого:135  часов

Программа построена с учётом возрастных особенностей школьников и программ учебных базовых дисциплин с целью применения в государствен­ных и муниципальных (светских) школах обычного типа и учреждений повы­шенного уровня образования.

Значение курса в системе духовно-нравственного воспитания,
основные идеалы и ценности, составляющие воспитательную основу курса

Значение курса в системе духовно-нравственного воспитания обуслов­лено особенностями данного курса как курса светского, историко-культуро­логического, но религиозного содержания. Такие особенности определяет­ся Российским законодательством, которое запрещает установление одной государственной религии или идеологии, вместе с тем гарантирует свободу вероисповедания, права на национальную культуру, родной язык, воспита­ние детей в соответствии со своими убеждени

 

Поэтому изучение религии в государственном и муниципальном образо­вании допускается в светской форме. Сочетание, таким образом, принципа светскости образования с неограниченной полнотой и глубиной содержания стало главным требованием, предъявляемым к использованию религиозно­го содержания. Современная педагогическая практика и заказ социума убе­дительно доказали достоинства именно историко-культурологического под­хода в решении данной проблемы, то есть изучения основ религии через культуру, историю формирования отечественной культуры и историю хри­стианства. Такой подход гарантирует личностную свободу религиозных и иных убеждений и вместе с тем позволяет использовать весь воспитываю­щий потенциал христианской культуры, отечественной и всемирной исто­рии. Любовь к ближнему, к Отечеству, забота и жертвенное служение, ува­жение к власти, к культурным, в том числе религиозным, семейным, традициям своего и других народов становятся доступными главными тра­диционными ориентирами для подрастающего поколения.

 

 ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ 

            Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

            Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

            Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

            Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

            Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

            Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к искусству. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

            Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

            Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

            Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

            Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, культуре, её жизни и её народу.

            Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

            Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. 

 

Результаты освоения учебного курса .

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стан­дартом общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России преподавание учебного курса «Основы пра­вославной культуры» ориентировано на получение следующих результатов.

Личностные результаты.

Курс способствует становлению следующих личностных характеристик ученика:

  • осознающий свою российскую гражданскую идентичность;
  • сознающий свою национальную принадлежность;
  • патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • умеющий ценить демократические права и свободы гражданского обще­ства России и умеющий ими пользоваться, уважающий права других людей на убеждения (в том числе религиозные), национальную культуру, родной язык;
  • обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священно­го дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;
  • обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;
  • обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;
  • имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;
  • понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;
  • умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;
  • доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
  • умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеж­дения;
  • владеющий навыками социально-культурной адаптации и культурой потребления информации;
  • отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, това­рищах, чужих людях;
  • имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • имеющий представления о традиционных нравственных установках;
  • имеющий нравственные установки на безопасный, здоровый образ жизни, про­являющий осознанное бережное отношение к здоровью, природе, всему живому;
  • уважительно относящийся к святыням;
  • владеющий основами умения учиться, нравственного относящийся к знанию;
  • способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  • способный к творческому труду;
  • бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты.

 Курс способствует формированию мета- предметных умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом:

  • владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоивший разные способы решения проблем творческого и поисково­го характера;
  • умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; опреде­лять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельно­сти; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
  • освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;
  • умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;
  • умеющий использовать знаково-символические средства информации;
  • активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познава­тельных задач;
  • использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебно­го предмета и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и гра­фическим сопровождением);
  • овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову;
  • овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, об­общения, выводов, установления причинно-следственных связей, постро­ения рассуждения;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог;
  • умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;
  • умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный конт­роль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих.

Предметные результаты.

 Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:

| имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознан­ной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному самораз­витию;

I владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

I понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни челове­ка и общества;

  • знающий историю формирования отечественной культуры;
  • имеющий понятие о церковнославянском языке как о культурном до­стоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви;
  • владеющий духовной и историко-культурологической лексикой;
  • овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятия­ми православного вероучения;
  • имеющий знания о православии как традиционной, культурообразую­щей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России;
  • имеющий представления об основах православного вероучения и осно­вах христианской нравственности;
  • имеющий представление о Священном Писании и Священном Преда­нии, знающий содержание основных событий Священного Писания, раскры­вающих важнейшие этапы спасения человечества;
  • имеющий представление о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси;
  • знающий основные православные праздники, их происхождение и осо­бенности празднования;
  • имеющий представления о таинствах Церкви;
  • знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-при­кладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотое шитье и др.);
  • имеющий установку поступать согласно своей совести и убеждениям и соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми нормами;
  • осознающий ценность человеческой жизни;
  • нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероиспове­дания. на отечественных духовных традициях.

 

 

 

                                            СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

                                                      1  КЛАСС.

Количество часов по программе «Основы православия»  А.В.Бородина- 30 часов;

Ø       запланировано – 33 часа.

 

                         Таблица тематического распределения  количества часов:

 

№п/п

Разделы, темы

Количество часов

 

 

примерная программа

рабочая программа

 

 

 

 

1.

Красота в нашем мире

3

3

 

 

2.

Хранилища культуры

5

5

 

3.

Всегда живое

6

6

 

4.

Наша Родина

10

10

 

5.

Спаситель

3

3

 

6.

Семья

3

4

 

7

Обобщение знаний

(Заключительный урок)

 

2

 

 

Итого:

30 ч

33 ч

 

             

                                                               

                                                                   2 класс.

 

                               Таблица тематического распределения  количества часов:

№п/п

Разделы, темы

Количество часов

 

 

примерная программа

рабочая программа

 

 

 

 

1.

«Мир вокруг и внутри нас».

1           

1

 

 

2.

«ДУХОВНОЕ  В  РЕАЛЬНОМ МИРЕ»

3

3

 

3.

«ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ»

28

30

 

 4.

Итого

32 ч

34 ч

 

             

 

 

                               

 

 

 

 

 

                                                                       3 класс.

 

          Таблица тематического распределения  количества часов:

№п/п

Комментарии:

Людмила Масякина
написано 31 марта 2017 в 12:00:36
1
Очень хорошая программа!

Ответить

Оксана Ткаченко
написано 30 августа 2017 в 22:17:56
0
Очень хорошая программа! Можно ли ее как-то приобрести?

Ответить

Оставить комментарий: